Научное объяснение химических процессов, которые стоят за медицинской марихуаной, наконец заставило поверить в ее эффективность не только главного медика CNN Санджея Гупту, но и многих других.
Каннабиноиды в организме человека
Марихуана воздействует на человека через каннабиноиды – химические соединения, содержащиеся в каннабисе. Человеческий организм при необходимости тоже может продуцировать каннабиноиды – например, в тех случаях, когда нервным клеткам срочно требуются нейропротекторы (в состоянии сильного стресса, при судорогах или когда мозг подвергается воздействию негативных факторов). Также в организме присутствуют рецепторы каннабиноидов, которые вкупе с этими химическими соединениями составляют каннабиноидную систему человека.
Так же, как когда-то человечество ничего не знало об иммунной или эндокринной системе, до 1988 года ему ничего не было известно о каннабиноидной системе. Человеческий организм способен усваивать не только собственные каннабиноиды, но и полученные извне. Один из наиболее эффективных внешних источников этих химических веществ – марихуана (в ботанике – cannabis). Активные компоненты этого растения – фитоканнабиноиды – совместимы с рецепторами каннабиноидов человека, соответственно, организм может использовать их столь же успешно, как и произведенные им самим. Другими словами, марихуана может использоваться как элемент заместительной терапии, так же как гормональные препараты при нарушении работы эндокринной системы.
Каннабиноидная система
Рецепторы каннабиноидов, позволяющие организму усваивать собственные, растительные и синтетические каннабиноиды, были впервые открыты в 1988 году Аланом Хьюиттом (Alan Hewitt). А в 1992 был обнаружен первый каннабиноид, производимый человеческим организмом – анандамид. Это соединение влияет на те же процессы в организме, что и ТГК: болевые ощущения, память, сосредоточенность и прочие. Вообще каннабиноиды считаются ингибиторами нервной системы, подавляющими высвобождение нейромедиатора. Но это совсем не обязательно означает подавление активности нейронов. Блокируя ингибитор – получаем высвобождение.
Доказано, что анандамид необходим, чтобы сгладить воспоминания о пережитом испуге или травме. Лабораторные мыши, на которых проводились исследования, были не в состоянии преодолеть негативные ассоциации и войти в клетку с едой. Их собственный каннабиноид блокировался, поэтому они не смогли забыть того, что при входе их единожды подвергли электрошоку, и продолжали испытывать стресс при подаче соответствующего сигнала. Другими словами, мыши были биологически не способны забыть пережитый опыт.
Мыши из контрольной группы справились с заданием гораздо увереннее, несмотря на то, что их также единожды подвергли воздействию тока. В дальнейшем сопутствующий удару током сигнал не повергал их в состояние стресса. Затем мышам, собственные каннабиноиды которых были заблокированы, ввели активные компоненты конопли. После этого негативная ассоциация исчезла, и поведение мышей ничем не отличалось от поведения животных из контрольной группы.
По словам профессора фармакологии Лесли Айверсона (Leslie Iverson), каннабиноидные рецепторы человека очень похожи на аналогичные у грызунов. В случае с людьми, речь идет о биохимических процессах, связанных с посттравматическими стрессовыми состояниями. Человек, побывавший в зоне военных действий, например, продолжает вести себя так, как будто его жизни постоянно угрожает опасность – он неадекватно реагирует на сильный шум и скопления людей, которые ассоциируются у него с насилием и жестокостью. Вне зон военных действий такое поведение является деструктивным и может сделать человека опасным для себя и для окружающих: он перестает различать игры собственного воображения и реальную опасность. Очевидно, что подобные расстройства вызваны сбоями в каннабиноидной системе, из-за которых человек не в состоянии забыть косвенные, ассоциативные связи и адекватно воспринимать реальную окружающую обстановку.
Другими словами, забывание чего-либо – это не нарушение мыслительных процессов, напротив, это одна из важнейших ментальных функций. Способность забывать необходима для интеллектуального развития человека и имеет не меньшее значение, чем способность запоминать. А без каннабиноидов человек не будет способен на это биологически.
Действие марихуаны на организм
ТГК – один из активных компонентов каннабиса. Именно дельта-9-тетрагидроканнабинал вызывает эйфорию при употреблении каннабиса, остальные 65 каннабиноидов такого эффекта не производят.
Например, терапия Шарлотты Фиджи (Charlotte Figi), 6-летней девочки, в честь которой был впоследствии назван сорт медицинской конопли, предусматривала использование сорта растения с высоким уровнем другого компонента – каннабидиола. С его помощью частоту приступов, от которых страдал ребенок, удалось очень сильно сократить. Несмотря на то, что федеральный закон классифицирует марихуану как наркотик 1 категории, который не имеет медицинского применения, каннабидиол с 2003 года является запатентованным медицинским препаратом. Медицинское применение каннабидиола возможно как в сочетании с ТГК, так и независимо от него.
Употребление многих лекарственных препаратов влечет за собой риск развития дыхательной или сердечной недостаточности. Но не марихуаны. Многочисленные источники утверждают, что смертельная доза каннабиса в 40 тыс. раз больше, чем та, которая способная вызвать эйфорию. Кроме того, область продолговатого мозга, которая отвечает за сердечную и дыхательную функции, не снабжена рецепторами каннабиноидов. Возможно, именно с этим связан тот факт, что до сих пор не было зарегистрировано ни одного смертельного случая, связанного с передозировкой «травы».
Оставить комментарий