Традиционно считается, что психоактивные свойства каннабиса были впервые обнаружены именно в Индии. В этом нет ничего удивительного, ведь индийская разновидность конопли, как правило, содержит больше активных компонентов. Медитация, углубление в собственное сознание – неотъемлемая часть индуистского учения, и конопля получила широкое распространение как вспомогательное средство для подобных духовных практик.
Шива в пантеоне индийских богов
Тримурти – божественная триада, состоящая из верховных богов Индии: Вишну (бог-вседержитель), Брахма (бог-творец) и Шива (разрушитель и создатель). Индийский бог Шива – одна из древнейших божественных сущностей. Упоминания о нем встречаются еще в драведической мифологии. Шива олицетворяет два противоположных начала: бог-разрушитель, он одновременно является создателем всего сущего. Разрушение в понимании последователей индуизма – это не конец всего, а начало. Оно «очищает» мир, готовит его к созданию новой жизни.
Шива изображается трехглазым, со змеей, обвивающейся вокруг шеи. Над головой его – серп луны, на плечах – плащ из тигровой шкуры. Кожа божества – синего цвета, а волосы спутаны в колтуны-дреды (именно из образа Шивы этот элемент заимствовали индуистские отшельники). Часто его изображают танцующим «вечный танец вселенной» над телом поверженного демона. Бог-разрушитель также считается родоначальником санскрита – древнеиндийского языка. Парвати – жена бога Шивы, также известна в других ипостасях: например, в эзотерических традициях тантры женское начало фигурирует под именем Шакти, возлюбленной Шивы. В священных текстах других школ индуизма богиня упоминается как Дурги или Кали.
Происхождение традиции курения чараса в индуизме
Существует легенда, что именно Шиве человечество обязано появлением конопли. Как гласит предание, по приказу бога-разрушителя его слуги спустили растение с вершин Гималайских гор в долину «для блага и удовольствия» людей. Ни один религиозный праздник или храмовое богослужение в честь Шивы не обходится без ритуального курения «чараса» (индийское название высококачественного гашиша, изготовленного из определенных частей конопли). То же самое можно сказать и о домашних ритуалах поклонения божеству. Молящийся стремится уподобиться божеству и получить высшее знание.
Одним из традиционных атрибутов Шивы наряду с символическим трезубцем является курительная трубка – чиллум (вариант произношения – «чилим»). Согласно верованиям индуизма, это приспособление использовалось им для ритуального курения чараса. Индийцы верят, что посредством курения каннабиса Шива углубляется в медитацию, чтобы созерцать «высшую истину».
Конопля находит широкое применение не только в шиваизме, но и в других течениях индуизма. Например, среди последователей тантры широкое распространение получила практика «изменения сознания». Для того чтобы достичь этого состояния, традиционно используется cannabis indica. Священные обряды вишнаитов (последователей бога Вишну) также не обходятся без ритуального курения каннабиса.
Каннабис в шиваистских ритуалах
Для ритуального курения чилима обычно используется смесь табака и чараса. Во время этого обряда адепты шиваизма либо ведут глубокомысленные беседы, направленные на понимание устройства мира, либо просто созерцают его. Считается, что «нектар богов» («сома»), который в Ведах упоминается как средство достижения высшей духовной мудрости, тоже содержит cannabis indica.
Курение каннабиса в индуизме сродни малому жертвоприношению в других мировых религиях. Некоторые эксперты приравнивают этот обычай к таинству причастия. Как правило, курение сопровождается чтением определенных мантр – сочетаний сакральных звуков и слов на санскрите. Юные адепты приобщаются к ритуалу в 14-15 лет – достигшие этого возраста подростки считаются в индуизме совершеннолетними.
Шайвы (последователи Шивы), соблюдающие все обряды, которые предписывает им религия, курят каннабис два раза в месяц во время проведения «пуджа-чатурдаши» (на 14 лунный день месяца и на 29-й). Садху (индуистские монахи, ведущие аскетический образ жизни) и священнослужители храмов Шивы потребляют индийскую коноплю практически ежедневно. Кроме того, ее добавляют в храмовые благовония, а конопляное масло наливают в лампады.
Культ бога Шивы распространен по всей территории Индии, но преобладающим является в Кашмире. Божеству также поклоняются в Бангладеш и Пакистане. Примечательно, что ни в одной из этих стран марихуана не легализована официально. Однако шайвы никогда не подвергались гонениям со стороны властей за производство, хранение или употребление каннабиса.
Источник: http://cannabisnature.com/publ/shivaizm_i_kurenie_konopli/15-1-0-159
Оставить комментарий