Ежегодно индуисты и шиваиты отмечают праздник бога Шивы – Махашиваратри (в дословном переводе – «великая ночь Шивы»). Происходит перед новолунием последнего зимнего лунного цикла. В этом году ночной праздник Махашиваратри припал на дату с 27 на 28 февраля.
История возникновения Шиваратри
Шиваратри – переходящий праздник, который последователи индуизма отмечают несколько раз в году. Но с прилагательным «маха» («великая») используется название лишь одной такой ночи. Ночь последнего новолуния зимы припадает на конец февраля/начало марта. На протяжении всего празднества верующие восхваляют Шиву и поют религиозные гимны. Завершается праздник грандиозной ярмаркой, которую устраивают на следующий день на берегу водоема (как правило, священной реки, но возможны исключения).
Наиболее распространенная версия возникновения праздника гласит, что в эту ночь Шива и Парвати стали мужем и женой. Согласно другой версии, Махашиваратри – ночь, когда Шивой был исполнен его божественный танец.
Индуизм ассоциирует бога Шиву с курением ганджи (бханга). По преданию, отправившись на поле брани с демонами, бог Шива утомился в дороге и уснул в тени какого-то растения. Проснувшись, он попробовал его и ощутил прилив сил. Позже он набил свою трубку и выкурил чудодейственное растение. Это и был каннабис. Шиву часто изображают с ритуальной трубкой, а индийские садху часто употребляют марихуану с целью достижения духовного просветления.
Индусы верят, что бодрствующим в ночь Шиваратри уготовано место в раю. Кроме того, в земной жизни им гарантировано материальное процветание. Медитации в эту ночь считаются особо благоприятными.
Как отмечают Махашиваратри индусы и шиваиты
В прошлом году главный праздник шиваитов, символом которого является лингам (фаллический символ), отмечали в ночь с 10 на 11 марта. Приготовления к Махашиваратри этого года начались 26 февраля, а «великой» стала ночь с 27 на 28. Праздник начался с заходом солнца и, по традиции, продолжался всю ночь и весь следующий день.
Отмечают Махашиваратри индусы не только в храмах, но и у домашних алтарей. Всю ночь и весь день последователи Шивы посвящают поклонению своему богу и его супруге Парвати: читают мантры (мантра дня – «Ом намах Шивая»), молятся, поют религиозные гимны. Шиваиты еще и соблюдают строжайший пост, ничего не едят и не пьют (даже разрешенную пищу, считающуюся благодатной – ее можно есть лишь на следующий день).
Начинается праздник с ритуального омовения в священных реках. В храмах Шивы, куда приносят подношения, справляют джагран – всенощное бдение. Индусы искренне считают, что тщательное соблюдение ритуалов поклонения освобождает их от бремени грехов и дарует высшую милость бога Шивы – прекращение цикла реинкарнаций.
Богатая история употребления каннабиса в Индии окутана легендами. Конопля – неотъемлемая часть индуистской культуры (особенно, когда речь идет о шиваизме). Во время богослужений Шиваратри в храмах воскуриваются благовония на основе каннабиса, что способствует медитации. Конопля у индусов упоминается в Ведах, и считается одним из пяти священных растений. Его называют «источником освобождения» и верят, что он дан людям богами из сочувствия, чтобы избавить их от страха и помочь достичь духовного просветления.
Культурная практика курения бханга в Индии
Опубликовано Доктором Наук Джанн Гумбинер, 16 Июня 2011 года в журнале “Психология Сегодня”
Источники: http://ru.wikipedia.org/wiki/Махашиваратри
http://www.talkingdrugs.org/ru/каннабис-и-индийская-культура
Оставить комментарий