Еще 31 марта в разных источниках появилось сообщение о том, что марихуана признана кошерной. Если это не первоапрельская шутка, прописанная заранее – есть повод задуматься. Вообще вопрос о кошерности ганджи – щекотливая тема. С одной стороны, курение (речь идет скорее об обычных сигаретах, нежели о каннабисе) негативно влияет на здоровье, и поэтому противоречит одному из главных правил иудаизма – о недопустимости «осквернения тела». Но с другой стороны, согласно заветам Царя Давида, Господь хранит неосторожных. Поэтому в полном запрете марихуаны для евреев не просто нет необходимости – это бы противоречило их религии.
Иудаизм и курение
Четких правил относительно курения в древних священных текстах не найдешь. Еще бы, ведь табак завезли на континент лишь в XVI веке н.э. Возможно, кто-то на израильской земле и знал о курении до этого, но широкого распространения традиция курения не получила.
По мере того, как мода на курение табака распространялась по Европе и Азии, евреи изменяли свое отношение к курению. Изначально оно не запрещалось – напротив, даже поощрялось. Первые еврейские курильщики ошибочно предполагали, что табак улучшает пищеварение и другие функции организма. Баал Шем Тов (1698-1760), авторитетный и почитаемый раввин, писал, что наслаждался трубкой после Шаббата.
Все изменилось в конце XIX века. К тому времени накопилось достаточно медицинских данных о том, насколько курение табака опасно для здоровья человека. Первым раввином, поддержавшим запрет курения, стал Израэль Меир Каган (1839-1933), автор множества книг. В нескольких своих трудах он указывал, что медицина не одобряет курение, следовательно, оно нарушает правило о сохранении тела в чистоте. Аарон Котлер (1892-1962), выдающийся еврейский лидер, также был противником табака, о чем заявлял неоднократно.
Однако среди раввинов уже тогда были и такие, кто относился к этому более лояльно, в полном соответствии с принципами сострадания. Среди современных рабби все больше тех, кто не порицает курильщиков, а призывает сочувствовать им. Овадья Йосеф, например, в 2011 году заявил, что курильщикам крайне сложно отказаться от своей привычки, хотя они и понимают, насколько она для них опасна. Поэтому нельзя требовать от них полного отказа от курения. (Йосеф не всегда был таким толерантным. Ранее, в 2009 году духовный лидер Шаса утверждал, что каждый курящий подросток должен «получить пощечину» от учителя, и прослушать длинную проповедь. Предполагалось, что подобные меры отобьют желание курить.)
В конце концов члены еврейской духовной общины сошлись во мнении, что курение допустимо. Есть отдельные споры о том, насколько использование огня и уничтожение текста (хотя в данном случае речь идет всего лишь о маркировке производителя) соответствуют правилам религиозных праздников. Некоторые производители сигарет ежегодно перед великими праздниками (например, перед Пасхой) получают у раввинов подтверждение кошерности своей продукции.
Кошерность конопли
Что касается марихуаны, официальная медицина уже признала, что ее употребление не вызывает рак легких. Другими словами, долгосрочных негативных последствий для здоровья каннабис не несет. Уместно ли в таком случае понятие «осквернения тела»?
Технически промышленная конопля относится к тому же биологическому виду, что и марихуана. Однако эти разновидности каннабиса существенно отличаются. Уровень содержания психоактивного компонента ТГК в промышленной конопле ничтожен. В то же время в большинстве случаев марихуана выращивается именно для того, чтобы воспользоваться преимуществами данного каннабиноида.
В обоих случаях конопля является кошерной. Точнее, как выражаются некоторые раввины: «не является некошерной». Более того, евреям, соблюдающим недельный пост перед Пасхой, оказывается, вовсе не возбраняется употребление производных конопли. Главное, чтобы это были не семена.
Разные рабби по-разному относятся к марихуане. Кто-то припоминает вышеупомянутую истину о том, что Господь защитит неосторожных. Другие подчеркивают, что ганджу употребляют преимущественно для удовольствия, причем она не вызывает долгосрочных негативных последствий для здоровья курильщика (а значит, не оскверняет тело). Например, Эфраим Зальманович, автор книги «Алкоголь и наркотики в иудаизме», говорит, что пост – отличный повод бросить курить сигареты. Вместе с тем он не считает употребление каннабиса в праздники такой уж большой проблемой. Особенно, если он применяется в медицинских целях. Как бы то ни было, большинство из них сходятся во мнении, что марихуана кошерна круглый год.
Источник: http://www.haaretz.com/life/science-medicine/.premium-1.649769
Оставить комментарий